Роль отца в воспитании детей
Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем просто рождение и материальное обеспечение детей, это ответственность и справедливость, любовь к своим детям и преданность своей семье.
В идеале воспитанию ребёнка должно уделяться внимание, от обоих родителей.
От стиля взаимодействия родителей с детьми зависит, насколько адаптирован будет их ребёнок в обществе, и насколько благоприятен будет его жизненный путь.
Каждому из нас наверняка доводилось видеть первые шаги ребёнка - движения ещё совсем неловкие, осторожные. Кто готов помочь ему в эти минуты? Верно - его родители. И ведь это не единственный случай. Во время взросления ребёнок делает в чём - то свои первые шаги, и каждый раз родители должны быть готовы ему помочь: направить, научить, объяснить, воспитать.
Для нормального развития ребёнка, необходима как материнская, так и отцовская любовь. Отсутствие внимания со стороны мамы или папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения ребёнка. От обоих родителей зависит, каким вырастит их ребёнок. Папина роль в воспитании ребёнка не менее важна, чем и мамина. В чём же эта роль заключается? И как папе и ребёнку продуктивно общаться? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Несмотря на то, что в реальной жизни главной в воспитании является мама, мужчина при любых обстоятельствах должен участвовать в этом процессе, и всегда оставаться папой.
Мама лаской и добротой воспитывает в ребёнке гуманистические черты. А формирование настойчивости, целеустремленности, смелости - это миссия отца. У папы, который посвящает больше времени уходу за ребёнком, устанавливаются с ним более прочные отношения, и это, им обоим приносит пользу.
Папы, у которых существуют крепкие эмоциональные связи с ребёнком, имеют огромное влияние на своих детей, дети чаще к ним прислушиваются и полагаются на их авторитет.
Если же папа много работает, то это совсем не говорит о том, что ребёнок будет обделён вниманием отца! Здесь ведь важно не то, сколько времени отец проводит с ребёнком, а насколько качественно он это делает. Папа, который самый занятой, найдёт пять минут времени поцеловать ребёнка перед сном или полчаса, поиграть в какую - ни будь игру, или просто поговорить с ним.
Роль отца в воспитании ребёнка очень весома. Нужно с самого рождения прививать ребёнку свои ценности и быть вовлеченным в его жизнь. Что это значит? А вот что: нужно взять на себя ответственность за благополучие своего ребёнка, проводить с ним столько времени, сколько нужно для того, чтоб он чувствовал заботу со стороны близких. Отец должен принимать активное участие в семейной деятельности, и быть всегда открытым и доступным для ребёнка. И ваш ребёнок всегда будет понимать и чувствовать, что если будет нужно, папа будет рядом, сможет во всём разобраться и поддержать.
Советы любящему папе (памятка для пап)
• Уделяйте ребёнку больше свободного времени.
После работы хочется отдохнуть, но ведь это хорошая возможность пообщаться, с ребёнком: расспросите, как он провел день, поиграть с ним.
• Обнимайте ребёнка.
Отец не должен стесняться проявлять свою любовь. Детям нужен тактильный контакт.
• Читайте ребёнку книги. Это интересное и занимательное занятие прививает ребёнку интерес к чтению. Кроме того, вы с пользой проведёте вместе время.
• Не ссорьтесь с женой при детях, ваше поведение - пример для подражания. Будьте одной командой, если вы с чем - то не согласны, обсудите это наедине.
• Показывайте и говорите ребёнку, что вы его цените, хвалите его за большие достижения, и маленькие. Этим вы повысите детскую самооценку.
Помните: ребёнок, который не был Сыном отца, не сможет стать Отцом для своего сына. И главное, чтобы ребёнок знал о том, что отец его любит, ему интересны все события, которые происходят в его жизни, и что папа всегда поможет и делом и добрым советом!
КАК СОХРАНИТЬ И УКРЕПИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Для начала давайте определим, что же такое Психологическое здоровье? Это основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни: учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, учиться владеть собственным телом и собственным поведением, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования.
По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что многие психические расстройства произрастают из детского возраста. Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае неполучения своевременной специализированной помощи, могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации.
В нашей консультации мы поговорим о некоторых направлениях работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников.
Важная цель работы с педагогическим коллективом и родителями это формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых. Такая работа проводится через комплекс мероприятий по повышению психолого-педагогических грамотности родителей и педагогов по вопросам сохранения психологического здоровья.
Родители знают границы психоэмоциональных возможностей своих детей. Особенно они внимательны к малышам в возрасте от 1 до 3 лет. И стараются не допускать тех раздражителей, которые слишком сильны для ребенка и могут вызвать срыв высшей нервной деятельности, привести к развитию нервного заболевания. Но стоит ребенку пойти в детский сад, пройти адаптацию и родители перестают обращать внимание, на эмоциональное состояние своего ребенка, считая его уже достаточно взрослым, для того что бы он самостоятельно справляться с житейскими трудностями.
В большинстве все воспитательные воздействия в дошкольном учреждении направлены на то, чтобы вырабатывать у дошкольника сдержанность, умение «затормозить» свои желания, но в силу особенностей возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он страстно стремится познать окружающий мир, проявить самостоятельность, и нередко эти активные действия наталкиваются на строгий воспитательский и жесткий родительский запрет: «нельзя», «не делай этого», «не разговаривай», «не ерзай» и т. д. Постоянные запреты обусловливают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Кроме того, создаются условия для столкновения этого процесса с возбуждением, с желанием что-то делать, двигаться, говорить и т. п. Если такие перегрузки и «сшибки»повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.
Возможность развития невроза у дошкольников явно возрастает, когда родительский запрет сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, рождающей не только конфликт между ребенком и родителями, но и грубую дезорганизацию детских мыслей и чувств, а иногда — полный срыв психоэмоциональной деятельности.
Одним из факторов, отрицательно влияющих на психологическое здоровье дошкольников выделяют: смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе; бесконтрольное использование Интернет-ресурсов; ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (игровой, Интернет-зависимости и других девиаций).
Что же формирует психологическое здоровье?
1. Здоровый психологический климат в семье и дошкольном учреждении.
2. Обучение детей навыкам здорового поведения, формировать правила личной гигиены, соблюдение режима дня, применение различных процедур закаливания, полноценный сон, начало дня с ежедневной зарядки.
3. Не бояться и всесторонне помогать в решении трудных ситуаций
разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки (в т. ч. эмоциональные, т. е. стрессы) соответствуют физиологическим возможностям ребёнка (степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья).
Испытания - трамплин для личного роста!;
4. Поддерживать положительный фон настроения и фиксацию на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования;
5. Выбор позитивного мышления – шаг к позитивным событиям!
• обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку по принципу "я-окей, ты-окей");
• обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);
• формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка);
• уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.
Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.
1. Благополучные отношения родителей и детей — это отношения любви и свободы. Помните, что лучше прочитанная книга чем бесцельный просмотр телевизора или игра в планшет.
2. Любите своего ребенка – он ваш! Уважайте членов своей семьи - они попутчики на вашем пути.
3. Обнимайте своего ребенка не менее 8 раз за день.
4. Не бывает плохих детей – бывают плохие поступки. Личный пример лучше всякой морали. Положительное отношение к себе основа для психологического выживания.
5. Лучший вид отдыха: прогулка с семьей на свежем воздухе, а
6. Лучшее развлечение ребенка это совместная игра с родителями.
Наполните ребенка любовью, сделайте его счастливым — это лучшее лекарство от страхов, неуверенности в себе, агрессивности и других психологических проблем